надо добыть смыслы
Старообрядцы в Невьянске
Фото из дома-музея Ольги Земкен в Невьянске
Гонения на старообрядцев начались после церковного раскола в 1653 году и продолжались вплоть до начала XX века. Старообрядцы семьями бежали из средней полосы России на Урал и в Сибирь. Обосновавшись в Невьянске, они оказали огромное влияние на культуру и экономику города: именно старообрядцы определили стиль знаменитой невьянской иконы, а также составили основу местного купечества.
Многие старообрядцы были представителями купечества — невьянские не стали исключением. Богатые купцы и старосты старообрядческих общин занимались благотворительностью: строили больницы, школы, библиотеки. Всё это способствовало процветанию городов, в которых селились старообрядцы.
Гавриил Ермолаевич Подвинцев, невьянский купец, золотопромышленник, меценат, старообрядец
залог успеха общины
Старообрядцы были хорошими работниками: трудолюбивыми, исполнительными и грамотными. Владельцы заводов в Невьянске и других городах охотно принимали их на работу, где старообрядцы занимали руководящие посты.
В условиях постоянных гонений ключевыми для выживания сообщества принципами стали взаимовыручка и круговая порука. Дисциплина и строгие правила способствовали сохранению традиций и ритуалов. Благодаря этим особенностям старообрядцы добились финансового успеха и сохранили свою культуру.
узнать про купечество
Фото могилы Подвинцева с Невьянского городского кладбища. Здесь же сохранилась старообрядческая часовня
Фотографии из личного архива с перформанса «УРАЛЬСКИЙ LOOK: Люди в чёрном» в рамках фестиваля «Рязановские дни» в литературно-мемориальном доме-музее им. Ф. М. Решетникова, 2022 год
Старообрядческий сарафан с «лягушкой» и позументом, вид спереди и со спины. Музей Таволожской керамики
Элементы старообрядческого стиля стали вдохновением нашей невьянской коллекции одежды
Ворот женской рубахи часто оформлялся сборкой: рубахи-косоворотки с планкой являлись, как правило, мужскими. Повседневные рубахи были в основном белыми. Мужские праздничные рубахи могли быть цветными и яркими.
Женское одеяние составляли рубаха и сарафан с позументом, мужское — рубаха-косоворотка, порты и кафтан. Особой частью одежды был тканый или плетёный пояс. Значение имели даже цвета тканей и числа из религиозной символики.
Для женского головного убора были свои правила. Волосы собирали в косы «корзинкой», сверху надевали шашмуру (своеобразную шапочку, поверх которой носили повойник) и только после этого платок. Платок носили особым образом: не завязывая, а закалывая булавкой «на уголок». Головной убор не только прятал волосы, но и покрывал плечи и грудь.
Старообрядцы не только оставались верны старинным религиозным обрядам и практикам, но и следовали традициям в повседневной жизни. Строгие правила регламентировали внешний вид, включая одежду и даже посуду. Важной была иерархия «чистого» и «поганого», «моленого» и «мирского».
Традиционный старобрядческий сарафан — косоклинный, со спинкой «лягушкой» и двойным позументом. «Лягушка», или «лапушка», — треугольник, образованный двумя лямками сарафана, выкроенными как одна деталь. Позумент — тесьма или оторочка, вышитая металлической нитью (серебряной или золотой). Вместо позумента могла использоваться более доступная позолоченная ткань или тесьма.
мода по старому обряду
узнать про коллекцию
Верхней одеждой в мужском гардеробе старообрядцев был кафтан. Шили кафтаны из тонкой шерсти чёрного, тёмно-синего или серого цветов. Самым старым и аутентичным считается цельнокроеный кафтан без шва с симметричными группами складок на спинке. Предпочтительным головным убором была шляпа. Также старообрядцы отпускали бороду.
Перейдите по ссылке, чтобы узнать обо всех смыслах Невьянска
узнать все смыслы
Обрядовые предметы
Лестовка. Дом-музей Ольги Земкен
Подручник. Музей Таволожской керамики
Подручник — небольшая подушечка, которую старообрядцы подкладывали под колени во время молитвы. Часто подручники были именными.
Особые старообрядческие предметы связаны с религиозными практиками и молитвами.
Лестовка — плетёный кожаный или тканевый аналог чёток. Ленты лестовок украшены валиками, число которых символично. Валики ассоциируются со ступенями, а сама лестовка — с лестницей в небо.
Фото из дома-музея Ольги Земкен
Фрагмент иконы «Воскресение Господне — сошествие во ад, со святыми на полях». Музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге
Невьянская икона
Старообрядческое влияние распространилось и на местную иконопись. По представлениям старообрядцев, правильная икона должна была придерживаться старых канонов. Устойчивость старообрядческой общины в Невьянске позволила развиться полноценной школе иконописи.
Невьянскую икону отличают тонкость письма и обильное использование золота. Часто на этих иконах встречаются характерные для Урала растения, ландшафты и архитектура.
Made on
Tilda