надо добыть смыслы
Наивное искусство
По определению, наивное искусство — это творчество художников без профессионального образования. Какое отношение это имеет к Алапаевску? На протяжении  XX века в городе формировалось и развивалось самобытное художественное сообщество, которое стало известно далеко за его пределами.
Материалы для этой статьи взяты из книги «Алапаевский феномен» А. А. Бобрихина, выпущенной при поддержке © Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музея наивного искусства в 2022 году
Фото информационного стенда из Музея изобразительного искусства Алапаевска (МБУК «Музейный комплекс»)
почва, в которой прорастают таланты
Владимир Шишов
художник, преподаватель
Владимир Иванович преподавал черчение и рисование в кружках и студиях Алапаевска в довоенное время. Он также организовывал общественные художественные студии, городские выставки, танцевальные классы. Многие его ученики стали художниками и архитекторами.
Вера Городилина
художница, общественный деятель, преподавательница и исследовательница
Вера Борисовна переехала в Алапаевск в 1947 году и с тех пор активно трудилась для развития культуры города. Именно она основала Дом-музей П. И. Чайковского. В 90-е годы Вера Борисовна сосредоточилась на своём искусстве и проведении выставок. Её большой мечтой стало создание музея алапаевских художников с выставочным залом, хранилищем работ и общей студией.
Шишов В. И. «Дом художника». МБУК «Музейный комплекс» (номер в ГК РФ: 54972394)
узнать про Чайковских
Фёдор Ершов
художник-любитель, основатель и директор Алапаевского музея изобразительного искусства
Большую часть жизни Фёдор Васильевич проработал в лесопромышленности, создав свои первые картины только в 48 лет. С тех пор он активно писал, выставлялся и возглавлял несколько художественных объединений. В 1993 году Фёдор Васильевич стал директором музея. Благодаря его работе картины алапаевских художников вошли в музейные и частные коллекции.
Постепенно эта мечта стала сбываться. В начале 1990-х алапаевские художники начали регулярно выставляться в кинотеатре «Заря». Первую выставку организовала Вера Борисовна, после эту практику подхватил наивный художник Фёдор Васильевич Ершов. Фонд работ пополнялся, и местным художникам стало необходимо собственное помещение. Так в 1993 году возник Алапаевский музей изобразительного искусства.
Городилина В. Б. Панно «Художники Алапаевска». МБУК «Музейный комплекс» (номер в ГК РФ: 24315982)
Макет зала усадьбы Чайковских, один из экспонатов Дома-музея П. И. Чайковского. Этот макет и десятки других миниатюр создала Вера Борисовна
С начала XX века многие алапаевские художники преподавали изобразительное искусство, организовывали выставки, кружки и студии. Их ученики перенимали тягу к творчеству. Эта преемственность и насыщенная событиями творческая жизнь помогли сформировать самобытное сообщество художников Алапаевска.
Ершов Ф. В. «Первопроходцы». МБУК «Музейный комплекс» (номер в ГК РФ: 26068242)
бунт против обыденности
Вечер в доме Трофимовых. Фото из архива МБУК «Музейный комплекс»
В период с 1950-х до 1980-х годов происходил расцвет алапаевского художественного сообщества. Открывались новые имена, проходили выставки, художники обменивались опытом и экспериментировали.
Трофимов Ю. С. «Абстракция». МБУК «Музейный комплекс» (номер в ГК РФ: 24316091)
Центром алапаевского художественного сообщества в 50-е годы было трио: Афанасьев, Трофимов и Кейт.
Леонид Кейт
педагог-музыкант, художник, реставратор
Леонид Юрьевич был одним из главных реставраторов фресок в Свято-Троицком соборе в Алапаевске и в Свято-Преображенской церкви в Нижней Синячихе.
Кейт Л. Ю. Икона «Святой Николай Чудотворец» из Нижнесинячихинского музея-заповедника (номер в ГК РФ: 24267268)
Юрий Трофимов
поэт, фотограф, художник
Юрий Сергеевич — один из самых ярких художников Алапаевска и единственный абстракционист. Квартира Трофимовых была центром новаторских идей и обмена мнениями. Здесь слушали рок-н-ролл «на костях» и рассматривали недоступные в Союзе репродукции Пикассо и Матисса, устраивали чтения стихов.
Константин Афанасьев
художник, преподаватель
Константин Константинович оказал мощное неформальное влияние на художественное сообщество Алапаевска. Как преподаватель он знакомил учеников с модернистской живописью, выписывал из Москвы редкие журналы. Собственная живопись Константина Константиновича соответствовала его новаторским взглядам.
Цитата Веры Борисовны Городилиной
В эпицентре бурной художественной жизни дома Трофимовых открылся талант Анны Трофимовой, мамы Юрия. Анна Ивановна начала писать с выходом на пенсию, и её одарённость быстро оценило всё художественное сообщество города.
Афанасьев К. К. «Мужчина в берете». МБУК «Музейный комплекс» (номер в ГК РФ: 54973295)
«Они занимались фотографией и достигли в этом большого совершенства. Изучали философию, искусство, классическую и современную музыку на лучших образцах, завели большую фонотеку и к тому же были спортсменами»
Перейдите по ссылке, чтобы узнать обо всех смыслах Алапаевска
узнать все смыслы
Анна Ивановна Трофимова
Акварели Анны Ивановны — тёплые и красочные, наполненные жизнью. Как говорила сама художница: «Рисовала я легко, без трудностей, так как не знала законов и правил Академии искусств». За время своего занятия живописью Анна Ивановна написала более 2000 акварелей, около половины из которых сейчас находятся в музейных собраниях.
Трофимова А. И. «Деревенька». МБУК «Музейный комплекс» (номер в ГК РФ: 24 916 624)
Фото с ярмарки из архива МБУК «Музейный комплекс»
Трофимова А. И. «Памяти Чупраковой Х. Д.».
© Екатеринбургский музей изобразительных искусств (номер в ГК РФ: 11535890)
Трофимова А. И. Натюрморт. © Екатеринбургский музей изобразительных искусств (номер в ГК РФ:
11 535 900)
После открытия таланта Анны Ивановны в Алапаевске начали проходить регулярные уличные выставки с пирогами, самоварами и игрой на гармони. На одной из таких выставок город познакомился с творчеством Христины Денисовны Чупраковой.
Трофимова А. И. «Красивая чашка». Нижнесинячихинский музей-заповедник (номер в ГК РФ: 24 916 628)
перейти в магазин
вещи со
смыслом
Открытка «Художница»
70 ₽
Христина Денисовна Чупракова
Фото экспозиции работ Чупраковой Х. Д. в Нижнесинячихинском музее-заповеднике
Христина Денисовна выросла в деревне Кутенево, где переняла традиции ткачества, вышивки и шитья. Переехав в Алапаевск вместе с мужем, она начала зарабатывать на жизнь пошивом одежды на заказ. Для себя Чупракова начала шить ковры в технике машинной аппликации — эти ковры впоследствии стали визитной карточкой художницы. В традиционные орнаментальные схемы она внесла очарование небольших сюжетов из жизни, книг и кино.
Фигурки Чупраковой Х. Д. Нижнесинячихинский музей-заповедник (номера в ГК РФ: 14285915, 22658357, 22658400, 14285919, 14285905, 14285965, 14285898)
Круглый ковёр Чупраковой Х. Д. Нижнесинячихинский музей-заповедник (номер в ГК РФ: 14285955)
Фрагмент экспозиции работ Чупраковой Х. Д. в Нижнесинячихинском музее-заповеднике (номер в ГК РФ: 14285909)
Помимо ковров Христина Денисовна создавала тканевые куколки — фигурки людей и животных, — которые дарила своим детям и внукам.
Пример сюжетных композиций в коврах Чупраковой Х. Д. Нижнесинячихинский музей-заповедник (номер в ГК РФ: 14285920)
перейти в магазин
вещи со
смыслом
Клатч «Коврик»
1800 ₽
Открытка «Художница»
70 ₽
Made on
Tilda