надо добыть смыслы
АУЖД
Фото цехов, обслуживающих АУЖД. В одном из них находится музей, посвящённый этой железной дороге
Алапаевская узкоколейная железная дорога — уникальная транспортная структура, существующая с 1898 года. Изначально дорога была построена, чтобы добывать и перевозить уголь в местных лесах. Сейчас АУЖД является единственной связующей нитью между самыми отдалёнными деревнями Алапаевского округа и внешним миром.
АУЖД в деталях
Колея АУЖД действительно узкая — 750 мм. Для сравнения: ширина колеи стандартной российской железной дороги — 1520 мм.
Движение по АУЖД одностороннее: дорогу составляет одна колея. Чтобы избежать столкновения поездов, используется жезловая система. Пропуском на перегон служит металлический жезл, который можно взять в специальных автоматах на станциях.
Пройдя свой участок пути, машинист должен вручить жезл дежурному по станции. Если это невозможно, жезл выбрасывают в окно, и станционные работники его подбирают.
Фото жезлового автомата из музея истории Алапаевского металлургического завода
Помимо поездов по АУЖД передвигаются дрезины — самоходные транспортные средства. Классический вариант дрезины — это платформа с рычагом и железнодорожными колёсами. Движение такой дрезины запускается механически и требует больших физических усилий.
Алапаевскую дрезину местные прозвали «бедой» или «бешеной табуреткой». Её конструкция включает пару железнодорожных колёс, любой короб и любой мотор. Такие дрезины местные умельцы собирают сами. Передвижение на «бешеной табуретке» опасно: набрав скорость более 30 км/ч, дрезина может слететь с рельсов. Не менее опасны и встречные поезда.
Фото «бешеной табуретки» из экспозиции музея АУЖД
На «классической» дрезине можно покататься в рамках экскурсии на станции АУЖД в Верхней Синячихе
В музее АУЖД можно найти деревянную модель железнодорожной буксы с характерной «мордочкой». Букса — деталь поезда, которая служит связующим звеном между колёсной парой и рамой вагона или локомотива.
Фото собранной модели буксы из музея АУЖД
Фото модели буксы с «мордочкой» из музея АУЖД
Открытка «Алфавит»
90 ₽
Бунташный платок
1200 ₽
Бунташный шопер
3500 ₽
перейти в магазин
вещи со
смыслом
Добыча угля
Вот так глазами нейросети выглядела транспортировка угля по АУЖД в начале XX века
узнать про завод
В конце XIX века промышленная металлургия требовала огромного количества древесного угля. Чтобы добывать и перевозить его, управление Алапаевского железоделательного завода вложилось в строительство собственной железной дороги — АУЖД. Железная дорога связывала между собой отдельные металлургические заводы и доставляла бригады углежогов в леса, где добывали уголь.
Макет короба с углём. Музей АУЖД
Макет кургана для изготовления угля. Верхнесинячихинский краеведческий музей
тяжкий труд углежога
Работа углежогов была не только трудной, но и опасной и низкооплачиваемой. Бригады углежогов заготавливали лес под уголь и складывали его особым образом так, чтобы образовался небольшой курган. Этот курган покрывали слоем глины и дёрна. Затем курган поджигали изнутри и запечатывали вход. Уголь прогорал без доступа кислорода. Готовность угля проверял глава бригады. Он забирался на курган, снимал верхушку и проверял состояние угля длинной палкой. Если брёвна в кургане были сложены неправильно, бригадир мог провалиться в горящие угли. Готовый уголь складывали в большие короба, которые потом отправляли в Алапаевск и на другие заводы.
Перейдите по ссылке, чтобы узнать обо всех смыслах Алапаевска
узнать все смыслы
Открытка «Алфавит»
90 ₽
Пенал «Короб»
900 ₽
Брелок «Углежог»
250 ₽
перейти в магазин
вещи со
смыслом
Made on
Tilda